«Переведи меня через майдан,
Он битвами, слезами, смехом дышит,
Порой меня и сам себя не слышит,
Переведи меня через майдан».
(В. Коротич)
Людская толпа подобна морю. Если попасть в нее, то вырваться уже нельзя, подхватывает волна и несет с неумолимой силой, даже если тебе это не нужно. Этот мальчик оказался здесь и сейчас случайно, может, поддавших всеобщему возбуждению, может, собственному любопытству, а может, судьба вела его этой дорогой. Никто теперь не скажет наверняка, никто этого не знает.
Ему было чуть за девятнадцать. Молод, успешен, не ботаник, но и не сорви голова. Обычный пацан, с мечтами и планами на жизнь. За каким он сюда поперся, и сам сказать не мог — все пошли, и он пошел. Человек — животное стадное.
Плотность человеческих тел вокруг нарастала, он слышал какие-то речи, но слова проплывали мимо, гул голосов сливался в единый вой ветра перед грозой. Мысли не строились в линию, а просто разбегались кругами по воде, как от удачно брошенного «блинчика». Поток неуклонно тянул вперед, напирая сзади. Назад дороги не было.
Если бы он не потерял равновесия в какой-то миг, если бы не это падение вниз, может, все сложилось бы иначе. Если бы... Но вышло так.
Удар в висок о случайный камень, и сумрак сомкнулся вокруг. На миг сознание вернулось, но сверху неумолимым потоком катилась людская волна.
Вспышка яркого света озарила сознание, всего лишь на миг. Вот он, да, точно, пятый класс. Третья парта в третьем ряду от окна, девочка Катя, кажется. Рыжая, веснушки смешные на носу и щеках, волосы собраны в два хвостика с атласными белыми бантиками. Он дергает за ленту, и бантик распускается. Катя злится, коротко бросает — дурак, и начинает завязывать бантик, а он снова дергает за ленточку. Однажды она прямо на уроке со всего маху долбанула его учебником математики по голове. А когда ее ругала учительница, он трусливо молчал. Не мог же он сказать, что ему так сильно нравится это рыжая девочка Катя, что он готов каждый день получать учебником по голове, только бы это делала она.