Собрание подходило к концу. Я сидел и думал, кому они нужны, эти собрания? Поскорее бы оно кончилось... но оказалось, что наш замполит хочет рассказать нашим родителям ещё что-то о нашей жизни. Хоть его теперь и переименовали в «заместителя командира части по воспитательной работе», всё равно все старые анекдоты про замполитов подходят и для него. Придётся ещё потерпеть.
Стояла середина июля, и на улице было невыносимо жарко.
Подходил к концу первый год моей службы в армии. Как и у всех солдат моего призыва. Командование части решило устроить по этому поводу «день открытых дверей» — пригласить в гости родственников солдат и показать им, как мы здесь служим. Сама идея была просто замечательной. Родным были разосланы официальные приглашения, чтобы у них был повод взять отпуск. Тем, кто ехал издалека, предоставляли место в гостинице при части. Организовали всякие мероприятия и экскурсии. Только вот замполит со своими речами надоел.
Впрочем, подумав, я понял, что это мне замполит надоел, и надоел в основном потому, что я и так каждый день слышу его речи. А вот мама сидит и внимательно слушает его. Всё-таки знает своё дело замполит. Нет, конечно, с моей точки зрения, в основном чепуху несет. Но чепуха эта имеет четкое направление — показать родным, что их дети — внуки — любимые здесь в замечательных условиях, им здесь лучше, чем на гражданке, и совсем ничего не угрожает. Мама, послушав его, наверняка будет меньше волноваться за меня. Всё-таки знает своё дело замполит.
Но вот наконец собрание закончилось. И нас всех отпустили погулять — и родственников, и солдат. Замполит сказал: «Вам предоставляется увольнение. Но только при части. За забор не выходить». Хитрый. В настоящее увольнение согласно уставу они могли бы отпустить только треть из нас. А так — всех. Ну и ладно, что при части. Погуляем с мамой, покажу ей, как мы живем.
И мы пошли гулять.
— Ну, рассказывай, как ты тут. — Сказала мама.
— А чего рассказывать... замполит уже все рассказал. В казарме ты была, в столовой тоже.
— Да, в вашей казарме такой порядок! У вас всегда так? Или это вы генеральную уборку делали к нашему приезду?
Генеральная уборка, конечно же, была. Но, на мой взгляд, отличия в состоянии казармы до неё и после для человека гражданского были незаметны.
— Всегда так! Это тебе не гражданка. У нас наряд каждый день по два раза всю казарму моет.